Обращение Советника Главы ДНР по правам ребенка Яны Чепиковой к Уполномоченному Президента Украины по правам ребенка

Советник Главы ДНР по правам ребенка Яна Чепикова обратилась к Уполномоченному Президента Украины по правам ребенка Николаю Кулебе:

Уважаемый Николай Николаевич!

Главной причиной к возникновению, развитию и систематизации законодательства в области прав человека послужила Вторая мировая война. Смерть десятков миллионов гражданских людей, ужасающие зверства в лагерях смерти и на территориях отчуждения, насилие и массовые нарушения самых элементарных прав человека на оккупированных территориях потребовали по окончании войны правовых гарантий, защищающих права человека на международном уровне.

Организация Объединенных Наций создала Конвенцию о правах человека, которая обеспечивает гарантии соблюдения экономических, социальных, культурных, политических и гражданских прав. ООН ввела в действие механизмы защиты этих прав и определила систему помощи государствам, стремящимся должным образом обеспечивать соблюдение прав человека, в том числе и прав детей.

Первым нормативным актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировала детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

Согласно подтвержденным  данным, за время боевых действий погибло 78 детей, проживающих на территории Донецкой Народной Республики, 313- получили ранения различной степени, 85 детей других стран погибло во время крушения малайзийского «Боинга» в 2014г.; 391 ребенок был вывезен за пределы Донецкой Народной Республики. Официальные основания для вывоза детей – оздоровление.

Однако не все из этих детей — дети-сироты и дети, лишённые родительского попечения: 83 ребёнка это «родительские» дети, проходившие реабилитацию, в том числе психологическую, в государственных учреждениях, функционирующих на территории Донецкой Народной Республики. Многие из указанных детей по различным причинам были определены в государственные учреждения, но большинство из них поддерживало контакты с родственниками, гостили у них на выходных и в каникулярное время.

В связи с введением пропускной системы общение с детьми стало для многих невозможным, так как  в условия получения пропуска не был включен пункт «общение с родственником, находящимся в государственном учреждении на полном государственном обеспечении». Таким образом, посредством введения данного документа были нарушены родственные связи детей.

Кроме того, для передачи ребенка из государственного учреждения  родителям службы по делам детей районных, городских советов,  в подчинении которых находится учреждение, требуют акт обследования условий проживания  родителей ребенка, скрепленный печатью, а также Заключение службы по делам детей о целесообразности возвращения ребенка в семью. В связи с тем, что указанные органы государственной власти на территории Донецкой Народной Республики, равно как и печати, бланки и другие документы, содержащие  украинскую символику, отсутствуют, возврат детей на историческую родину является невозможным.  Более того, точное место нахождения детей на сегодня неизвестно (приложение № 1).

В то же время в адрес Советника Главы Донецкой Народной Республики по правам ребёнка неоднократно обращались родители и администрации государственных учреждений по вопросу содействия в возвращении детей с территорий, которые на настоящее время оккупированы ВСУ.

Так, поступило обращение директора Донецкого дошкольного детского дома № 1 „Теремок” Прилипко Раисы Андреевны об оказании содействия в возвращении детей, вывезенных с территории Донецкой Народной Республики на территорию, подконтрольную Украине.

В обращении указано, что 27.08.2014 года из детского дома на время боевых действий и на оздоровление по графику было вывезено в санаторно-оздоровительный центр социальной реабилитации детей-сирот и детей, лишённых родительского попечения, „Изумрудный город” г.Святогорска 35 воспитанников. В связи с тем, что дети вывезены временно, их документы остались у законного государственного опекуна — директора учреждения.

У многих детей на территории Донецкой Народной Республики остались родные, у некоторых детей родители вернулись из мест лишения свободы и обратились в соответствующие органы опеки и попечительства детей с заявлением о возврате детей.

В связи с вышеуказанным, на имя директора поступило заявление от Пидашовой Оксаны Николаевны, матери малолетних детей Пидашова Данила Андреевича, 09.02.2008 года рождения и Пидашовой Елизаветы Витальевны, 27.02.2011 года рождения, которая вернулась из мест лишения свободы.

К директору детского дома обратилась Сафронова Алла Григорьевна, бабушка воспитанниц „Теремка” Сафроновой Алисы Александровны, 06.11.2008 года рождения и Сафроновой Елизаветы Александровны,  03.10.2009   года   рождения,  которые  на  настоящее  время находятся в санаторно-оздоровительном центре социальной реабилитации детей-сирот и детей, лишённых родительского попечения „Изумрудный город”.

Также поступило обращение директора Донецкой общеобразовательной школы-интерната І-ІІІ ступеней № 1 Министерства образования и науки ДНР Волковой Ольги Николаевны об оказании содействия в возврате детей, вывезенных с территории Донецкой Народной Республики на территорию, подконтрольную Украине.

В обращении указано, что в июле 2014 года из школы-интерната на время боевых действий и на оздоровление по графику было вывезено в санаторно-оздоровительный Центр социальной реабилитации детей-сирот и детей, лишённых родительского попечения, „Изумрудный город” г.Святогорска 90 воспитанников. На сегодня дети возвращены не были. Поступают обращения и от администраций других государственных учреждений.

К сожалению, имеют место и другие факты нарушения прав детей. Так, отказ правительства Украины принимать во внимание документы, регистрирующие  смерть родителей детей, оказавшихся на территории, неподконтрольной властям Донецкой Народной Республики, лишают их права на получение соответствующего правового статуса («ребенок -сирота») и, как результат, права на получение социальных гарантий, предусмотренных для детей данной категории.

Имеет место риск возникновения ситуации усыновления детей, чьи родители обратились в судебном порядке за восстановлением в родительских правах, однако заявления не были рассмотрены в связи с прекращением работы судебной системы Украины на территории Донецкой Народной Республики.

Современная мировая педагогика и социальная политика, а равно и правительство Донецкой Народной Республики придерживаются концепции приоритета воспитания ребёнка в семье, сохранении и поддержки института семьи.

Я крайне озабочена сложившейся ситуацией, ярко свидетельствующей о нарушении прав детей в условиях вооруженного конфликта на территории нашей страны.

Уверена, что Вы, как независимый деятель, Уполномоченный Президента Украины по правам ребёнка, призвание которого защищать права  любого ребёнка и действовать в интересах детей вне зависимости от политической ситуации, примете правильное решение и окажете содействие в возврате ребят на родную землю: „Дети — вне политики!”

Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

Print Friendly

Поделиться записью в социальных сетях: