Новые правила проезда кольца с 1 марта 2023 года – какие поправки ПДД?

В истории Правил дорожного движения существовало целых три правила проезда кругового движения. И вот с 1 марта 2023 года вводится очередное – четвёртое изменение движения по кольцу. Обратите внимание, что все эти поправки касаются именно очерёдности езды. И, учитывая, что перекрёсток, на котором организован круговой проезд, считается одним из сложных, водителям легко запутаться во всех этих нововведениях. В статье подробно выясним со ссылками на официальные источники, что меняется в правилах передвижения по кольцевым перекрёсткам с марта и кто кому уступает.

Изменения в ПДД с 1 марта 2023 года – это правда или нет?

Это правда и не фейк.

Соответствующее Постановление Правительства было разработано ещё несколько месяцев назад и оно вносит существенные поправки в Правила, в основном, касающиеся:

  • правил проезда кругового перекрёстка – очерёдности движения по нему,
  • электросамокатов в частности и средств индивидуальной мобильности в целом,
  • ряда «косметических» изменений для соответствия другим новым законам и нормативным актам,
  • появления новой допсекции сигнала светофора.

Речь идёт о Постановлении Правительства РФ №1769 от 6.10.2022 г.

Вот его официальный текст, а вот страница его опубликования на портале правовой информации.

Новые правила кругового движения с марта – какие поправки?

В нашем случае мы обсудим нововведения по части езды по кольцевому перекрёстку.

И поправка здесь всего одна – зато какая!

 

С 1 марта 2023 году вступает в законную силу новая редакции пункта 13.11.1 ПДД, которая устанавливает приоритеты при проезде перекрёстка:

  • если раньше при заезде на круг безальтернативно нужно было пропустить все транспортные средства, уже движущиеся по нему,
  • но по новым правилам проезда кругового движения дорога, подъезжающая к нему, может быть и главной.

Сравниваем новую и старую редакцию ПДД

Давайте для удобства в табличном виде сравним устаревающую и новую редакцию Правил:

Таблица сравнения изменений в ПДД с 1 марта 2023

БылоСтало13.11.1. При въезде на перекрёсток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.13.11.1. При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекрёсток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

Как видим, в неукоснительную обязанность пропустить все другие автомобили на круге, которая существовала ранее, внесли условие – только если ваша дорога не является главной.

Как теперь ездить по кругу?

Рассмотрим подробнее эти изменения в виде ситуаций, чтобы было понятнее. Организация дорожного движения может предусматривать три совершенно логичных ситуации при проезде кольцевого движения:

  1. вы подъезжаете к круговому движению и не видите никаких дорожных знаков (кроме 4.3, устанавливающего, собственно, что перед вами кольцо, и на нём действуют соответствующие пункты ПДД),
  2. перед вами знак «Уступи дорогу» – и тогда вы обязаны не создавать помех всем тем водителям, кто едет по кругу,
  3. перед вами знак «Главная дорога» – в этом случае вы имеете преимущество.

Если перед въездом нет никаких знаков?

Тогда вы обязаны пропустить машины, движущиеся по круговому движению. Официальная трактовка Правил дорожного движения предписывает именно такую обязанность. Так как вы подъезжаете к такому перекрёстку по дороге, которая не является главной, то пункт 13.11.1 указывает уступить дорогу.

Впрочем, здесь есть небольшая недоработка ПДД – что значит «по дороге, не являющейся главной»? Очевидно, что законодатели подразумевали под этим соответствующее обозначение дороги знаком Главная дорога. Однако, при отсутствии знака дороги становятся равнозначными по своей сути. Да, 13.11.1 меняет это положение вещей, но постфактум. А изначально мы имеем равнозначные дороги, на которых, в соответствии уже с пунктом 13.11, действует правило помехи справа – то есть у подъезжающего к кругу становится главная дорога.

Но, разумеется, правило проезда круга в нашем случае рассматривается как более частный случай проезда перекрёстка. Просто сама формулировка главной дороги некорректно описана. И маловероятно, что это сможет повлиять на судебную практику после введения изменений в ПДД.

Если у меня знак «Уступи дорогу»?

То он здесь, собственно, и не нужен. По факту в этой ситуации у вас два предписания пропустить тех, кто на кольце:

  • во-первых, знак обязывает вас уступить дорогу,
  • во-вторых, это же предписывает и обновлённый с 1 марта 2023 года пункт 13.11.1.

Если у меня знак «Главная дорога»?

И вот здесь и кроется суть поправок с марта:

  •  Если перед проездом кругового движения висит знак главной дороги, то всё диаметрально противоположно меняется.
  • Теперь у вас преимущество, и вам обязаны уступить дорогу.

Таким образом, получаем три ситуации, где только в одной из них у вас приоритет при въезде на кольцевой перекрёсток – когда у вас знак «Главная дорога».

Зачем эти новые правила проезда кольца?

Дело в том, что ранее существовала противоречивая ситуация, связанная с практикой применения организации дорожного движения на круговых перекрёстках.

А заключалась она в том, что в прежней редакции пункта 13.11.1 был безальтернативный первоочередной проезд тех, кто едет по кругу. А вот на практике нередко бывало и так, что власть имущие городов или загородных трасс решали устанавливать свои правила проезда на таких перекрёстках. В результате чего перед въездом мог стоять знак «Главная дорога».

В такой ситуации мы получаем именно противоречие:

  • с одной стороны, у нас (как у заезжающих на кольцо) знак, и мы имеем преимущество,
  • с другой стороны, 13.11.1 всё ещё предписывает нас уступить дорогу.

Изменения правил с 1 марта 2023 года полностью искореняют данную путаницу.

Я уже на круговом движении – как мне понять, что нужно уступить дорогу?

А теперь рассмотрим те путаницы, которые могут появиться на практике после введения мартовских поправок.

Итак, вы заехали на круг и движетесь по нему. Проезжаете мимо очередного въезда на него. Как понять, что установлено у тех автомобилей, которые хотя заехать на круг, если знаки повёрнуты в их сторону?

На самом деле, здесь есть 2 возможных варианта, и хотя бы один из них будет в вашем случае, а ещё один запасной:

  1. Во-первых, если у одного есть знак главной дороги, то у другого должен быть «Уступи дорогу». Поэтому вполне логична установка вот такого набора:
  2. Во-вторых, ещё в то время, когда вы заезжали на кольцо, вероятнее всего, была табличка с направлением главной дороги, её нужно запоминать
  3. И в-третьих, и это запасной вариант: если никаких знаков на кольцевом перекрёстке не было, либо вы забыли направление главной дороги и уже едете по кругу, то вы можете просто посмотреть на форму дорожных знаков, которые установлены на въезде с дороги, которую вы пересекаете. Дело в том, что оба этих знака – «Главная дорога» и «Уступи дорогу» сделали отдельной уникальной формы, соответственно, ромба и перевёрнутого треугольника. Их всегда можно распознать, даже если они смотрят в другую сторону.

А если машина на кольце едет по второй – внутренней полосе, нужно пропускать?

Немного усложним ситуацию и рассмотрим вариант, когда дороги пересекаются, приоритеты расставлены, а вот траектории движения – не пересекаются. Вот, например:

Нужно ли оранжевому автомобилю пропускать зелёный в данном случае?

Ответ кроется в самом термине «Уступить дорогу». А новый пункт 13.11.1 как с 1 марта 2023 года, так и до поправок, обязывает нас сделать именно это. В соответствии с определением этого словосочетания мы не должны создавать помех – заставить водителя, имеющего преимущество, изменить траекторию и/или скорость движения. И обязанность уступить у нас присутствует только при условии, когда траектории движения наших авто пересекаются – причём, как в пространстве, так и во времени.

Ответ кроется в условии задачи – наши траектории не пересекаются. Говоря простым языком, мы просто не помешаем зелёному автомобилю ехать, куда он наметил, не вынудим его изменить скорость или траекторию проезда. Следовательно, обязанность выполним на все 100%.

Вот только будьте внимательны, чтобы водитель зелёного не вздумал перестроиться. При этом, не включенный у того поворотник не влечёт умаление вашей обязанности уступить ему дорогу.

А если на кольце работает светофор?

Здесь ещё проще – в этом случае он отменяет действие знаков приоритета, и организация движения осуществляется в соответствии с сигналами светофора (или регулировщика, который приоритетнее как знаков, так и светофора).

Сколько размер штрафа за нарушение нового правила проезда круга с 1 марта 2023?

Так как круговое движение – это по сути своей перекрёсток, то за невыполнение предписания обновлённого пункта 13.11.1 ПДД вам грозит ответственность по части 2 статьи 12.13 КоАП РФ со штрафом в размере 1 000 рублей за неуступление дороги, когда такая обязанность у вас была.

Вместе с тем гораздо хуже последствия в таких случаях бывают не административные, а гражданские – из-за неисполнения обязанности уступить дорогу часто случаются ДТП с самыми разными последствиями.

Источник
Оцените статью
ДНР Онлайн
Добавить комментарий